Коронавирус и экономика Украины - новый кризис не за горами

29 апреля 2020

Эксперты и аналитики сходятся во мнении, что влияние коронавируса на экономику Украины является губительным. Страна объективно оказалась не готова к таким вызовам и многие последствия коронавируса для экономики мы наблюдаем уже сейчас, хотя уровень заболеваемости в стране еще не приблизился к пику. Что будет с экономикой, рассказываем в нашей статье.

Коронавирус и экономика Украины - новый кризис не за горамиКоронавирус поставил точку на планах властей

Осенью 2019 года украинская гривна возглавила рейтинг самых крепких валют мира, опубликованный агентством Bloomberg. Коронавирус пошатнул позиции национальной валюты в кратчайшие сроки. То, чего власти смогли достичь за 9 месяцев, превратилось в 28 гривен за 1 доллар всего за 10-12 дней. Безусловно, обвалу гривны способствовала и паника. Приостановить падение нацвалюты до 27,5 грн/$ властям удалось только в начале апреля, хотя и это результат принятия двух законов, которые были условием МВФ для получения Украиной следующего кредитного транша. Впрочем, пока новая программа не подписана и НБУ усиленно проводит валютные интервенции, чтобы удержать гривну на плаву.

Экономика – похоронить нельзя спасти?

На текущий момент в Украине работает весьма ограниченное число магазинов и организаций. Продавать можно продукты, лекарства, товары первой необходимости. Также работают производства и банки, ломбарды, страховщики. Большинство услуг и покупок сегодня можно получить или онлайн, или никак, и даже при этом многие онлайн-магазины столкнулись с пониженным спросом, так как людям не до шопинга, и они рассчитывают сегодня каждую копейку, дабы выжить в карантине. Так львиная доля украинского бизнеса сегодня находится на грани выживания – они не могут работать, получать доход и, как следствие, платить своевременно налоги, которые являются основным источником дохода бюджета страны.

По сути, в случае с Украиной это замкнутый круг, поскольку экономика нашей страны оказалась не готова к таким вызовам и средств государства едва хватает на самые элементарные меры поддержки граждан, бизнеса и крайне слабой системы здравоохранения. Теперь будущее украинской экономики целиком и полностью зависит от внешних вливаний со стороны МВФ, Еврокомиссии и т.д.

Будет ли помощь и кто решает будущее нашей страны?

Заявления правительства в целом воодушевляют. 190 млн. евро пообещала выделить Еврокомиссия в апреле, чтобы Украина смогла «закрыть дыры» во время борьбы с коронавирусом и помочь самым нуждающимся в стране, поддержать бизнес, а также профинансировать систему здравоохранения.

Та же Еврокомиссия утвердила размер помощи Украине, которая должна стабилизировать экономическую ситуацию в стране и позволить более эффективно распоряжаться собственными ресурсами вместо того, чтобы судорожно пытаться решить множество проблем, на которые так или иначе критически не хватает средств. Согласно заявлению президента Украины бюджет страны получит 1,2 млрд. евро уже в первом транше после голосования в Европарламенте и Совете ЕС. Но так ли это?

Нет программы с МВФ – нет помощи

Несмотря на готовность Еврокомиссии помочь Украине в этот непростой период, она, так или иначе, подталкивает нашу страну к сотрудничеству с МВФ. То есть, когда говорится, что Украина не получит транш от МВФ, если не выполнит ряд условий, понимайте это как то, что Украина в принципе ничего и ни от кого не получит. Кроме того, она еще и потеряет то, что имеет, столкнувшись с резкими колебаниями курса, рынка капиталов, оттоком из украинских ценных бумаг, дестабилизацией банковской системы, потерей любых международных инвестиций и т.д.

На текущий момент получение транша от МВФ и, как следствие, от Еврокомиссии затягивается из-за невыполнения Украиной одного из главных условий получения денег от МВФ. Закон о рынке земли был принят, а вот рассмотрение банковского или так называемого антиколомойского закона затягивается.

Что это за закон?

Приверженцы принятия данного закона несколько лукавят, применяя к нему фамилию известного олигарха, поскольку на самом деле закон затрагивает интересы еще более сотни бывших владельцев национализированных Украиной банков. Скандал с Приват Банком оказался самым крупным в истории Украины, поскольку ранее такого просто не случалось, а потому многие пытаются манипулировать фамилиями, именами и т.д.

Суть же закона сводится к тому, что устанавливается четкий порядок действий государства в случае, если бывший владелец банка предъявляет претензии и требует возврата банка или выплаты компенсации. Безусловно, закон предусматривает, что компенсацию бывшему владельцу все же выплатят, но ее размер должен быть обоснованным и строго регламентированным.

Также данный закон дает НБУ все необходимые инструменты для решения таких ситуаций, ибо ранее у него их не было – действующее законодательство банально не содержит ни одного пункта о том, что должен предпринять НБУ, если бывший владелец банка использует какие-либо юридические формальности, чтобы признать национализацию банка незаконной.

В чем же проблема?

Банковский закон уже давно должен был быть подготовлен ко второму чтению, но пока этого сделать не удалось – количество поправок к нему побило все рекорды, достигнув отметки в 16 тыс. Такое количество поправок и регламент работы Верховной Рады не позволили бы решить данный вопрос быстро. Однако президент подписал постановление об изменении действующего регламента. Его поддержали достаточным количеством голосов, что позволит проработать закон в ускоренном режиме. Теперь ожидается принятие банковского закона до 5 мая, что позволит Украине получить транш от МВФ  спустя максимум три недели после подписания закона, то есть до конца мая.

Накаляют ситуации и прогнозы МВФ и экспертов. Все предрекают Украине дефолт без денег МВФ и на текущий момент они недалеки от истины. Пока все спорят о том, кому выгоднее затягивать процесс рассмотрения законопроекта, государство пытается решать проблемы, находясь уже на грани своих возможностей и не имея надежды на достаточные поступления в бюджет в виде налогов и любую другую международную поддержку без принятия новой программы с МВФ.

Сколько получит Украина, если условия будут выполнены?

Премьер-министр Украины и президент подтвердили информацию о том, что МВФ готов выделить 8 млрд. долларов Украине, хотя еще не так давно речь шла о 5 млрд. долларов. Первый транш составит уже 2 млрд. долларов. При этом ожидается транш от Еврокомиссии в размере 1,2 млрд. евро.

Безусловно, такие суммы позволят стране удержаться на плаву, поддержать граждан, бизнес, медицину и экономику в целом, однако получение этих сумм будет в полной мере зависеть от того, примут ли банковский закон. В противном случае экономику страны ожидает глубокое падение и длительное восстановление. С траншами, конечно, падение будет не столь глубоким, за счет чего и восстановление пройдет быстрее и легче.

Будет ли дефолт без международных вливаний?

Такой сценарий тоже не исключен, однако есть и позитивные моменты, которые позволяют надеяться на то, что Украина сможет устоять. Среди них:

  1. Устойчивость сельского хозяйства. Аграрии практически не ощутили проблем от карантина и продолжают работать, несмотря ни на что. Причем речь идет и о тех, кто работает на экспорт – их продукция все так же востребована и пока нет причин опасаться отмены договоров и сделок. В который раз сельское хозяйство остается самым устойчивым в кризисные моменты.
  2. Аналогичная ситуация с металлургией, где также работают на экспорт. Заказы выполняются, а возможные сложности вполне покроет девальвирующая гривна, потому угроза для этой отрасли минимальна.
  3. Банки оказались вне зоны риска на текущий момент, что радует – никто не ждал коронавируса, но все ждали мировой рецессии, и извлекли уроки из прошлых кризисов в стране. Так сегодня банки подходят к следующему кризису без такого огромного пакета кредитования. Кредит наличными и экспресс кредит в 2019 году, например, выдавались осторожнее – банки ввели более строгие правила оценки заемщиков, а потому есть шанс, что сценарии прошлых кризисов, когда банки после каждого из них щедро выдавали кредиты, а потом сталкивались с огромным невозвратом и банкротствами, все же не повторятся.

И наконец, потребительский спрос не должен упасть критически низко, поскольку львиная доля типичной потребкорзины украинца – это продукты питания. Снижение прибыли сферы услуг вроде ресторанов, гостиничного бизнеса, авиаперевозок и т.д. наблюдать печально, однако их доля в структуре ВВП страны не столь существенна, чтобы это сильно подкосило экономику.

Понравилось?

0

Читайте также

18 мая 2020

Выход из карантина в Украине является едва ли не самым ожидаемым событием. Люди испытывают трудности с финансами, не имея возможности работать, и чисто психологически устали от этого напряжения. Правительство же проявляет осторожность, зная об опыте Италии, Франции и прочих стран, которые отнеслись к угрозе недостаточно серьезно и допустили массовое распространение коронавируса внутри своих стран. Премьер-министр Украины уже представил план выхода из карантина. Разбираемся, какие этапы выхода из карантина предстоит пройти украинцам, и когда мы вернемся к привычной жизни.

18 мая 2020

С началом карантина возникла серьезная проблема с осуществлением ряда процедур, оформлением документов, справок, а между тем, жизнь на карантине не останавливается и гражданам все так же необходимы административные государственные услуги. Сегодня рассказываем, что сделали власти для полноценного предоставления административных государственных услуг в дистанционном режиме и что сегодня можно оформить в Украине полностью онлайн, а главное, как это сделать.

26 мая 2020

С начала карантина в Украине сложилась непростая экономическая ситуация. В очередной раз заговорили о вероятности дефолта. Эксперты наперегонки предвещали Украине дефолт, более того, зачастую утверждали, что он нашей стране пойдет на пользу. Разбираемся, что означает дефолт и в чем, собственно, суть дефолта, переживет ли Украина дефолт, если он действительно случится, а также, какова его реальная вероятность в нашей стране.

Комментарии

Оставить
Комментарии отсутствуют, ваш будет первым.